Slava_UA » 26 апр 2024, 15:24
Разъяснение Минпромторга относительно действия ГОСТ 59889-2021
Обязательные для применения и исполнения требования к транспортным средствам, выпускаемым в обращение и находящимся в эксплуатации на единой таможенной территории, и компонентам транспортных средств, оказывающим влияние на безопасность, установлены в рамках технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, вступившего в силу с 1 января 2015 г. (далее – технический регламент).
Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 413 (далее – Правила).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 162-ФЗ) основным принципом стандартизации является добровольность применения документов по стандартизации, в том числе национальных стандартов Российской Федерации.
В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона № 162-ФЗ применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
В исключительных случаях правовой статус обязательного стандарта (его структурных единиц (разделов, пунктов) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается как в частном, так и в публичном порядке. К таким случаям относятся: стандарт используется в договорных обязательствах (ст. 309, 469 Гражданского кодекса Российской Федерации);
требования, содержащиеся в стандарте, подлежат исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. В данном случае обязательному исполнению подлежат структурные единицы (разделы, пункты) стандарта при условии, что такой стандарт опубликован в установленном порядке в информационной системе общего пользования в электронной форме (ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; далее – Федеральный закон № 184-ФЗ);
включение стандарта в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»);
принятие решения о применении стандарта, включенного в соответствующий перечень, для целей обеспечения соблюдения требований технического регламента Евразийской экономической комиссии (п. 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.);
применение стандарта в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Федерального закона № 162-ФЗ (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 162-ФЗ);
включение стандарта в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 162-ФЗ);
публичное заявление изготовителя и (или) исполнителя о соответствии продукции стандарту, в том числе в случае применения обозначения стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 26 Федерального закона № 162-ФЗ);
ссылка на стандарт содержится в нормативном правовом акте (ст. 27 Федерального закона № 162-ФЗ).
Вместе с тем, в перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), и в перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. № 219, а также в техническом регламенте и Правилах ГОСТ 59889-2021 отсутствует.
Исходя из изложенного ГОСТ 59889-2021 является добровольным.
Обращаем внимание, что изложенная в настоящем письме позиция является мнением специалистов в области технического регулирования Департамента, не является обязательной для правоприменения и не препятствует пониманию положений нормативных правовых актов, отличающемуся от трактования, изложенного в настоящем письме.
- Вложения
-
- ПГ-20-7311 Минпромторг России_(файл отображения)_page-0001.pdf
- (731.69 Кб) Скачиваний: 2634