Шины - это компонент транспортного средства, который входит в Приложение №10 ТР ТС "О безопасности колесных транспортных средств" 018/2011. Анализ одобрений типа транспортных средств показал отсутствие испытания шипованных шин в составе транспортных средств. Исходя из этого - это является внесением изменений в конструкцию и требует регистрации в ГИБДД, причем два раза в год! Поскольку шины влияют на тормозные свойства, устойчивость и управляемость транспортного средства, то установка шипованных шин окажет влияние на его безопасность.
Задачей данной статьи будет изучения влияния шипованных шин на эффективность торможения. Бюрократию относительно необходимости регистрации в ГИБДД оставим за рамками данной статьи.
Большая часть России находится в умеренном климатическом поясе, соответственно климат в основном от умеренно континентального до резко континентального с теплым летом, но продолжительной и снежной зимой. Поэтому многие автолюбители зимой устанавливают шипованные шины. Возникает необходимость изучить этот вопрос с точки зрения действующего законодательства, например, является ли это внесением изменений в конструкцию ТС и требуется ли прохождение процедуры дополнительной оценки соответствия.
1. Технический Регламент Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС).
В ТР ТС дано определение термина «шип»:
«шип противоскольжения» - твердый профилированный стержень, состоящий из корпуса и износостойкого элемента и устанавливаемый в выступе протектора зимней шины для повышения сцепления шины с обледенелым или заснеженным дорожным покрытием;
В Приложении №8 ТР ТС 018/2011 указано, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.
п 5.6.3. Приложения №8 гласит, что зимняя шина маркируется «знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркировочными знаками "М+S", "M&S", "M S"».
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, - должна быть не менее 4,0 мм;
Требования к зимним шинам, предназначенным для оборудования шипами противоскольжения:
Выступ шипа за пределы протектора для:



Таким образом, зимние шины с шипами могут эксплуатироваться с 1 сентября до 31 мая, то есть больше полугода! На практике во многих регионах так и происходит.
Несомненно, тормозной путь автомобиля, укомплектованного шипованными шинами может отличаться от автомобиля на нешипованных шинах, причем как в большую, так и меньшую сторону.
2. Правила ЕЭК ООН.
В Правилах ООН №117 имеются методики по расчету коэффициента сцепления шин с мокрым и заснеженным покрытием, но нет требований к предельным значениям.
В Правилах №30 (пневматические шины для легковых ТС) и №54 (пневматические шины для грузовых ТС и автобусов) не предъявляется требований к коэффициенту сцепления шин с дорогой.
Таким образом, законодательно нет требований к испытаниям шин на обледеневшем и заснеженном покрытии. Нет специальных требований к оценке тормозных свойств ТС, оснащенного шипованными шинами.
3. Одобрение Типа Транспортного Средства (ОТТС).
Если говорить о сертификационных испытаниях новых автомобилей, то при оформлении Одобрения Типа ТС орган по сертификации не указывает информацию про использование шипованных шин. Мы проведем исследование на примере автомобиля Volkswagen Golf.
Испытания тормозной системы проводят согласно Правилам ООН №13 и 13Н.
Согласно Правил ООН №13 и 13Н максимальное замедление ТС должно быть не менее 5,0 м/с2 (кат. N, M2, M3 – грузовые автомобиле и автобусы), 6,43 м/с2 (кат. M1 – легковые автомобили).
При испытании тормозных систем дорога должна иметь поверхность, обеспечивающую хорошие условия сцепления, если в соответствующих приложениях не указано иное.
Замедление (dm) рассчитывается по формуле по данным испытаний.
По результатам многочисленных испытаний известно, что в случае с летними шинами хорошие условия сцепления обеспечиваются на сухом и чистом асфальте при положительной температуре воздуха.
А на каком покрытии лучше всего "тормозят" шипованные шины?
По результатам испытаний автомобиля Volkswagen Golf на шипованных шинах 205/55 R16 получены следующие значения замедления:
3,38 м/с2 - снежное покрытие
6,66 м/с2 - мокрый асфальт
4,36 м/с2 – сухой асфальт
Отмечается парадоксальный вывод, что максимальное замедление достигается на мокром асфальте и равно 6,66 м/с2, что превышает минимальный нормативный порог в 6,43 м/с2. Максимальное замедление на сухом асфальте ниже, чем на мокром и равно 4,36 м/с2, что ниже минимального порога.
Согласно Одобрения Типа ТС допускается буксировка прицепа без тормозной системы массой 590-720 кг в зависимости от модификации.
Проведем расчет торможения автопоезда в составе тягача Volkswagen Golf, оснащенного шипованными шинами и прицепа без тормозной системы (применяется методика расчета эффективности тормозной системы, разработанная ИЛ «УСЛУГИ-АВТО»).
На основе данных о максимальном замедлении произведен расчет максимальной тормозной силы T в точках контакта колеса с дорогой, тогда эффективность торможения автопоезда будет считаться по формуле:
dа=T/(mт+mп), где mт – масса тягача, mп – масса прицепа.
В результате при моделировании торможения получились такие результаты:
- буксировка прицепа массой 50 кг приводит к ухудшению тормозных свойств до минимального порога.
- буксировка прицепа массой 100 и более кг приводит к ухудшению тормозных свойств ниже минимального порога.
То есть автомобиль Volkswagen Golf, оснащенный шипованными шинами может буксировать мотоприцеп «PAV-40».
Мотоприцепы «Пони» и «Енот» не подходят, т.к. их собственная масса равняется 50 кг.
Подводя итог анализа Технического регламента, Правил ООН, результатов испытаний и расчетов приходим к выводу, что установка шипованных шин однозначно влияет на тормозные характеристики автомобиля. При торможении одиночного ТС исследуемого в данной статье эффективность торможения удовлетворяет Правилам ООН №13Н, то есть установка шипованных шин в данном конкретном случае не снижает требований безопасности, действовавших на момент выпуска ТС в обращение.
В то же время при буксировке прицепа происходит снижение показателей ниже порогового значения. При этом ни автопроизводитель в руководстве по эксплуатации, ни орган по сертификации в ОТТС не ограничивает РММ прицепа, если на ТС установлены шипованные шины. Таким образом, водитель ТС остается в неведении о том, что эксплуатация автомобиля с прицепом РММ, указанной в документации, если на ТС установлены шипованные шины, является небезопасной! Поэтому в данном случае требуется дополнительная оценка соответствия.